Манфред Данеггер

Быть с рождения влюбленным в природу и испытывать чувство единения с ней, согласно Манфреду Данеггеру, — основные требования к любому, кто собирается заняться фотографией живой природы. В детстве он проводил много времени в лесу и на поле, наблюдая флору и фауну и набираясь опыта общения с природой. Вначале он рисовал наброски и картины, которые отражали его впечатления от увиденного, но в возрасте 18 лет стал интересоваться фотографией.
Вооруженный старенькой камерой Rolleiflex формата 6х6см, купленной на первую зарплату, Данеггер начал интенсивно заниматься черно-белой фотографией. Он проявлял и печатал сам, тратя весь месячный доход на свое хобби и экономя буквально на всем ради покупки нужного оборудования. Денег было так мало, что ни о каких далеких путешествиях и съемке экзотических видов животных не могло быть и речи. Однако все свое свободное время Данеггер посвящал созданию фотографий животных и растений около дома в Констанце на юге Германии. Он оттачивал свое мастерство на объектах, которых другие могли даже не заметить, и проводил многие часы в маскировочном тенте, наблюдая за косулями, лисами и зайцами.
Его первые успехи в фотографии живой природы были замечены в прессе его города и окружающих регионов, и медленно, но верно он обретал известность. После женитьбы он начал путешествовать по Европе с женой, а позже — с дочерью, и открыл для себя новый мир, населенный многими представителями фауны; особенно его интересовали горные обитатели. Выходные и праздники он проводил с семьей в горах Австрии или Швейцарии поблизости от дома. Там он пробовал снимать серн, горных козлов, красных оленей, сурков и других животных, обитающих в этих местах. Карабкаться по горам с громоздким фотооборудованием было очень утомительно, но Данеггером руководило восхищение природой. Вместе с женой они волокли свои рюкзаки по крутым горным тропинкам. Эти усилия оправдывались прекрасными возможностями для съемки.
 «Одной из главных проблем при такой работе был большой вес используемого оборудования, — рассказывает Данеггер.— В частности, я использовал 800-мм астрообъектив, который весил 12 кг, а подставка добавляла еще 5 кг! Во время съемки серн эта тяжелая оптика доводила меня до изнеможения».
Когда фирма Pentax выпустила объектив 600 мм f/4для формата 6 х 7 см, Данеггер смог использовать более легкое оборудование. Победа на состязании по фотографии послужила толчком к карьерному росту Данеггера: он был премирован путешествием в Канаду. Арендовав дом на колесах, он вместе с женой посетил национальные парки Джаспер, Банфф и Кутеней в Западной Канаде и познакомился с местной фауной. Позднее он получил возможность путешествовать по восточной Африке, завораживающей своим природным разнообразием. Вернувшись на основную работу в Германию, Данеггер был расстроен тем, что ему не хватало времени для съемки фотографий высокого качества. Конфликт для него был очевиден, и в 1992 году он решил оставить свою службу клерка, чтобы полностью посвятить себя фотографии.
Однако Данеггер пытался следовать по собственному пути и не хотел снимать в регионах, фотографиями которых и так уже были заполнены журналы. «Некоторые с трудом могут это понять, — говорит он. — Я, тем не менее, люблю природу Европы и нахожу ее очень интересной. У себя на родине я специализировался на съемке животных в движении, чье поведение я изучал в течение нескольких лет. Я узнал, что очень малое количество фотографий живой природы являются результатом случайного стечения обстоятельств или простого везения. Тщательное изучение поведения животных — это необходимое условие для тех, кто хочет получить самые лучшие снимки. Кроме того, необходим опыт в оценке освещения, погоды, растительности и окружающей среды в каждом особом случае. Только при совпадении всех этих условий вы сможете добиться успеха!»
Данеггер старается находиться в курсе передовых технологий и постоянно тестирует различные фотокамеры, будучи готовым полностью поменять свое оборудование на более новое и удобное. Эти длительные и интенсивные поиски лучшей аппаратуры достигли кульминации во время создания его знаменитой серии снимков зайцев, самый известный из которых - Боксирующие зайцы (Boxing hares) — в 1998 году принес ему славу и титул Лучшего фотографа года, который он считает своим наивысшим достижением.
Сейчас он снимает камерой Canon EOS 1V с зум-объективами 80-200 f/2.8, 300мм f/2.8, 400мм f/2.8 и 600мм f/4. Он все еще использует Pentax 645 с его объективами и аксессуарами. Он снимает на пленку Fujifilm Provia 100, которую экспонирует как ISO 200 или 320. Данеггер продает свои фотографии по всему миру для иллюстраций книг, календарей и журналов — через независимые агентства и с помощью саморекламы.

Лиса и дерево
Лиса и дерево
Этот снимок сделан Данеггером в южной Германии во время работы над проектом о брачном периоде косуль. Появившись перед фотографом, эта красная лисица внезапно повернула голову по направлению к гнилому пню, возможно привлеченная гнездом дрозда.
Pentax 645, объектив 800 мм f/6.7, 1.4 х телеконвертер, Fujifilm Provia 100, проэкспонированная как ISO 200.

Лебедь с птенцами
Лебедь с птенцами
Медленно текущий ручей создавал идеальный фон для этой фотографии, снятой в Южной Германии. Чтобы не быть унесенными быстрым течением, птенцы устроились отдохнуть на спине своей мамы, потому что самостоятельно они не смогли бы выбраться на крутой берег.
Pentax 645, объектив 400 мм 64, Fulifilm Provia 100

Скворец, Германия
Скворец, Германия
Фотография этого скворца была сделана из укрытия вблизи озера Констанца в Германии. Чтобы предотвратить засветку при съемке против света, Данеггер сделал импровизированную бленду из куска доски и держал ее над передней линзой объектива, чтобы в него не попадали прямые лучи.
Canon EOS 300, объектив 600 мм f/4, Fujifilm Provia 100, используемая как ISO 400, push-процесс на 2 ступени

Боксирующие зайцы
Боксирующие зайцы
Прежде, чем сфотографировать животных, Манфред Данеггер тщательно изучает их поведение. «Эти приготовления отнимают много времени, — поясняет он, — но они очень важны, особенно при съемке сцен, подобных этой. Только путем длительного наблюдения за объектом вы можете уловить интересный момент, который может длиться доли секунды».
Данная фотография, в 1998 году принесшая ему титул Лучшего фотографа живой природы года, была результатом годового изучения поведения зайцев при спаривании. Приобретенные знания в сочетании с мастерским владением фототехникой позволили Данеггеру запечатлеть эту замечательную динамичную ситуацию. Атмосфера сцены, снятой вблизи Уберлингена на озере Констанца в Южной Германии, была подчеркнута выбором точки съемки. Он занял удобную позицию, при которой смог воспользоваться очень ярким задним освещением, что создало привлекательный ореол вокруг фигур зайцев и подчеркнуло утреннюю росу на траве.
«Снимок сделан в преддверии заячьей свадьбы, — рассказывает Данеггер. — В этот период зайчиха еще не готова к спариванию, но заяц, тем не менее, подошел к ней очень близко и коснулся ее передними лапами. Такое поведение показалось зайчихе слишком раздражительным, и она напала на него; настойчивость зайца привела к тому, что она, ускользая, прыгнула на него сбоку.
Эта сцена повторялась несколько раз в течение часа, благодаря чему ее удалось запечатлеть на снимке»
Nikon F4, объектив 400 мм f/2.8, 1/1000 сек. при f/2.8, Fujichrom Sensia