Черри Александер

Черри Александер вместе со своим мужем Брайаном создавшая фотобиблиотеку, посвященную северным регионам, чувствует, что звание «Фотограф живой природы» — это просто неправильный термин, так как она старается охватить гораздо более широкий диапазон тем и объектов. Нельзя отрицать, что ее непревзойденное понимание природы Арктики в сочетании с глубокими знаниями в этой области позволяют ей создавать высококачественные фотографии, подтверждающие ее репутацию.
Она получила признание в 1995 году, когда ее фотография пингвинов на фоне голубого айсберга принесла ей титул «Лучший фотограф живой природы года» — одно из выдающихся званий для любого, кто работает в этой области. Это последний взлет в ее карьере, которая началась после окончания курса профессиональной фотографии в Лондонском полиграфическом колледже в конце 60-х годов.
«Брайан и я посещали один и тот же курс, — вспоминает Черри. — И мы провели три года, наслаждаясь доступом к фотоаппаратуре и общаясь с людьми, которые любили фотографию также, как мы. Но в 1971 году, окончив учебу, мы просто не представляли себе, что делать дальше. Мы выбрали свой путь в том году, когда Брайан получил стипендию и потратил деньги на поездку в Гренландию. Там и тогда он решил, что северные районы — для него, и следующие несколько лет мы регулярно путешествовали на Север, создавая свой фотобанк этого региона. Мы просто решили, что любим свет, людей и окружающую природу».
На протяжении целых десяти лет они вдвоем не могли заработать фотографией достаточно денег на жизнь, и Черри перепробовала разную работу, от лаборатории в Министерстве обороны до официантки в казино. Временная работа перемежалась с экспедициями, и это позволяло удержаться на плаву. Наконец, в 1981 году контракт с издательством Time-Life Books позволил супругам заняться только фотографией, и с тех пор они очень много работали, чтобы утвердиться в качестве экспертов в этой специализированной области. «Когда мы начинали, многие говорили нам, что если мы хотим стать признанными фотографами живой природы, нам нужно ехать в Африку и работать в парках, где водится много крупных животных, — рассказывает Черри. — Полярные регионы в этом смысле не котировались, но такое положение сегодня начинает меняться, и жизнь Крайнего Севера вызывает все больший интерес. Мы думаем, что важно иметь специализацию и делать все, чтобы по-настоящему узнать предмет своей работы, но и "предмету", конечно, нужно узнать нас».
Некоторые известные фотографии Черри, посвященные полярным медведям, были сняты во время пяти путешествий в известное обиталище медведей на мысе Черчилл в Канаде. «Когда мы начинали, фотографов привозили к мысу на тундровых санях, которые служили также и для отдыха. Они имели большие окна, и иногда мы просыпались ночью оттого, что большой медведь из всех сил раскачивал ваше убежище. Через эти окна также можно было увидеть фантастические виды утренней зари».
Несколько лет назад Черри решила перейти на автофокусную камеру, купив Canon EOS 1N, оставляя камеру F1 в качестве запасной на случай поломки. «С тех пор я никогда ее не использовала, — говорит она. — Большинство моих путешествий проходили в условиях, когда температура не опускалась ниже -20 С, и когда камера замерзала, я прятала кофр с ней под куртку, а батареи убирала в карман, так что я была во всеоружии.
Обычно я брала в путешествие четыре объектива, и три из них были зум-объективами, так как качество автофокусных зум-объективов Сапоп очень высоко.
Зум-объективы незаменимы на севере, так как их не надо менять так часто, как объективы с постоянным фокусным расстоянием, и это препятствует попаданию снега в камеру при смене оптики.
Я использую зум-объективы 17-35 мм, 28-70 мм и 80-200 мм, все они имеют светосилу f/2.8, а также применяю очень небольшой 300-мм объектив f/4 со стабилизацией изображения, который у меня всегда с собой. Перенос объективов, штатива, пленки и вспышки в рюкзаке может быть весьма утомительным, особенно если тебе за 50 и ты всего 5 футов и 4 дюйма ростом, но мне кажется, я справляюсь».
Черри снимает на пленку разной светочувствительности, среди которой — новейшая пленка Fujifilm ISO 400, отличающаяся особенно мелким зерном. «Качество снимков, конечно, должно соответствовать стандартам, предъявляемым фотобиблиотекой, — говорит фотограф. — Я не использую эту пленку днем, так как в этом нет необходимости, но на закате или на рассвете, либо в плохих световых условиях применение пленки меньшей чувствительности невозможно.

Во время путешествия по Антарктике я фотографировала с борта ледокола. Сочетание пленки ISO400и объектива со стабилизацией изображения позволило мне снимать с рук на палубе, так как использование штатива было совершенно невозможно».

Колония пингвинов, Антарктика
Колония пингвинов, Антарктика
Александер сумела подобраться к этим птенцам императорских пингвинов очень близко, пока они ожидали, когда их родители вернутся с пищей.

Canon EOS 1N, зум-объектив 17-35 мм (при 20 мм), FujifiIm Provia

Императорские пингвины, море Уэдделла
Императорские пингвины, море Уэдделла
Императорские пингвины склонили головы над птенцом в ритуальном приветствии. Подобным образом они подходят к птенцам во время кормления — как и тысячи таких же птиц в колонии. Снимок сделан на берегу Атки на антарктическом море Уэдделла.
Canon EOS 1N, объектив 300 мм f/4 IS, FujifiIm Provia, заполняющая вспышка

Полярные медведи, мыс Черчилл
Полярные медведи, мыс Черчилл
Взрослые полярные медведи приветствуют друг друга на льду водоема вблизи мыса Черчилл в провинции Манитоба (Канада); они ждут, когда море замерзнет, и они смогут охотиться на тюленей.
Canon F1, объектив 300 мм f/2.8, Kodachrome 64

Голубой Айсберг
Голубой Айсберг
Эта фотография в 1995 году принесла Черри Александер титул «Лучший фотограф живой природы года». Она была сделана с палубы русского ледокола в районе Южных Сандвичевых островов. «Ледоколы — единственные корабли, плавающие в эту область, — рассказывает Черри, — и всего два раза в год, поэтому на борту всегда находятся фотографы, надеющиеся снять что-нибудь в этом негостеприимном регионе. Я была в группе из шести фотографов, включая Франса Лантинга, и мы фотографировали небольшой айсберг, решив, что это очень выразительный кадр. Франс, однако, сказал, что картина почти близка к совершенству: мы спросили его, что он имел в виду, и он сказал, что на айсберге не хватает пингвинов.
Сразу после этого мы увидели на горизонте айсберг — голубой яркий фонарь среди серого дня. Когда мы подошли ближе, он оказался 250 футов длиной и примерно 70 футов высотой в центре, и по мере нашего приближения мы с восхищением увидели, что айсберг, действительно, само совершенство, и на нем были пингвины, окруженные морскими птицами.
Айсберг выглядел голубым, так как это был очень древний, спрессованный лед антарктического континентального ледяного пласта, возможно, протянувшийся на пару миль под водой, а весь белый лед, который раньше его окружал — растаял. Удивительная форма айсберга — это результат воздействия морской воды: айсберг скатился в воду подобно кубику льда в стакане, а вне кадра слева находилась ледяная арка, которую проделали волны.
Животных айсберг привлек тем, что холодная вода тающего льда, стекая в море, поднимает наверх теплую воду с микроорганизмами, которыми питаются пингвины и другие морские птицы. Айсберг - это прекрасное место для пингвинов, где они находятся в безопасности от нападения леопардовых тюленей.
Я решила исключить из кадра небо, которое было серым и непривлекательным, и ледяную арку, отвлекавшую внимание. Снимок был сделан камерой Canon Т90, я использовала зум-объектив 80-200 мм в широкоугольном положении. В последний момент прилетели морские птицы — как раз когда я нажала на спуск, — что довершило полноту картины».

Canon Т90, зум-объектив 80-200 мм, Kodachrome 64