Майк (Ник) Николс

Тяга к фотографии проявилась у Майка, когда ему было 18 лет, вовремя посещения школьных курсов «Фото101» перед призывом в армию в начале 1970-х. «Я изучал изобразительное искусство, — вспоминает он, — но камера давала более быстрые результаты, и я понял, что фотография станет моим делом».
Николс был так уверен в отношении своей карьеры, что во время службы в армии он остался на лишний год фотографом, вместо того чтобы быть направленным прямо в пехоту.
«В это время я научился печатать черно-белые фотографии и использовать оборудование, которое пока не мог купить, — рассказывает он. — Люди там никогда не использовали экспонометр, так как почти не заботились о качестве снимков, но мне нравилась концепция не сильно зависеть от технологии и применять интуицию».
После армии он вернулся в школу, чтобы закончить свое фотографическое образование, и послал свое портфолио в National Geographic. Его первый опыт не был вдохновляющим. «Журнал имел (и имеет до сих пор) знаменитую международную программу поддержки молодых фотографов, — говорит Николс. — Боб Гилка, руководитель отдела фотографии, в то время прислал мне письмо, в котором спрашивал: «Почему бы вам не сменить профессию — вы не думали стать адвокатом?»
Николс, однако, не сдался, и его настойчивость была вознаграждена - он начал регулярно работать с европейским отделением журнала GEO, который в то время соперничал с National Geographic. «Я действительно увидел мир за их деньги, — говорит Николс, — качество моих работ сильно повысилось, и я всегда находился там, где надо было для репортажей журнала National Geographic». В конечном счете, он становится штатным фотографом журнала в 1966 году.
Метод работы Николса заключается в тщательном подборе подписей под фотографиями, придающих им и достоверность. В подписях, в частности, раскрывается его метод съемки при помощи камер-ловушек, когда самые неуловимые существа в мире могут сфотографировать сами себя — метод, полностью окупившийся, но только после огромных финансовых затрат и серии предыдущих неудач, которые часто заставляют сворачивать проект прежде, чем он заработает.
Идея «ловушки«, ставшей новаторской в начале прошлого века, принадлежит английскому фотографу Ф.В. Чампиону, и была опробована Ником в Конго. Он быстро обнаружил, каким разочарованием может обернуться следование этой безумной идее.
«У нас было так много проблем, — вспоминает он, — батареи взрывались, вспышки плавились, звери перегрызали провода, на пленке ничего не получалось. Наши установки были слишком чувствительными и производили тысячи и тысячи ложных срабатываний и пустых кадров. Тем не менее нам удалось сделать снимок леопарда, но, взяв его в руки, я увидел, что снимок был плохим, так как глаза леопарда не были видны. Когда я удалил картонную рамку со слайда, фигура леопарда оказалась прямо на краю кадра, и я убедил National Geographic использовать этот слайд для иллюстрации на развороте журнала!»
Все эти эксперименты, однако, были предвестниками сенсационного снимка тигра в Национальном парке Бандхавгар в Индии, который потребовал от него 11 месяцев трудной работы и потом еще два года для завершения серии, не только появившейся в конце концов в National Geographic, но давшей большой материал для его книги Год Тигра (The Year of the Tiger). Проект был с самого начала полон проблем. Потребовался целый год, чтобы рассмотреть разрешения посетить разные места и расставить камеры-ловушки, частично из-за бюрократизма; руководство парка не позволяло ходить пешком или использовать укрытия, так как это было опасно. Дело осложнялось еще и применением камер-ловушек, и дирекция боялась, что они могут испугать животных. Наконец Ник преодолел подозрительность по отношению к иностранцу, который должен получить еще и разрешение на съемку. Когда, казалось, все было улажено, потребовалась адаптация оборудования, чтобы сделать его более надежным и изучить опытным путем, где лучше всего ставить камеры-ловушки и как лучше их обслуживать.
«До этого был единственный способ снимать тигров, — рассказывает Ник, — это съемка со спины слона, потому что тигр, не связывая между собой слонов и людей, относится к вам благосклонно. Камеры-ловушки давали мне возможность работать разными способами, и мне хотелось увидеть, что может получиться. Оборудованием, выбранным для ловушек, были камера Nikon F90S и вспышки SB26. Техники National Geographic переделали камеры и вспышки так, чтобы их можно было перевести в «спящий» режим, экономя батареи, — они могли «просыпаться» каждый час, так что были заряжены и готовы к съемке в нужный момент».
Продление жизни батарей было важно, чтобы не беспокоить снимаемых животных и свести к минимуму участие человека; Ник менял пленку только раз в неделю. Установка срабатывала от инфракрасного луча, соединенного с инфракрасным спусковым механизмом Trailmaster, который запускал камеру. Его чувствительность менялась в зависимости от обстоятельств, в подобных условиях камера должна быть защищена, для чего применялись различные методы. В Конго, чтобы защитить пленку от порчи в условиях сильной влажности, камера помещалась в водонепроницаемый бокс, заполненный селикагелем, спереди которого находилось окошко из оргстекла. В Индии камера покрывалась камуфляжной водонепроницаемой накидкой, а штатив был защищен пластиковым мешком.
«Как фотограф, я не рекомендую другим людям снимать тигров на воле, — говорит Ник, — это очень их беспокоит, но у меня было особое разрешение на съемку.
Тигры очень отличаются от львов и гепардов Серенгети, они не против, когда за ними наблюдают, их поведение не зависит от этого. Но вы можете сделать великолепные снимки тигров в неволе, поскольку в неволе их больше, чем на свободе».

Время тигра
Время тигра
«Этот тигр — конкурент доминирующему самцу по имени Чарджер, объясняет Ник, снявший этот кадр, используя одну из своих «ловушек», при помощи которых животные непроизвольно фотографируют сами себя. — Этот маленький водоем был важным местом для обоих тигров. В эту ночь мы узнали при помощи компьютерного «следопыта» что Чарджер пил из ямы часом раньше. Мы думаем, что этой ночью два тигра сражались друг с другом, и Чарджеру крепко досталось. Самец не появлялся в течение нескольких месяцев»
Nikon N90, объектив 24 мм, Kodachrome 64, Trailmaster trigger

Сита моет своих детенышей
Сита моет своих детенышей
Этот снимок был сделан в парке Бандхавгар со спины слона. «Мы прибыли раньше, чем Сита вернулась с ночной охоты, — рассказывает Ник, тигрята прятались в маленькой пещере и выходили только тогда, когда слышали приближение матери. Здесь она их чистит, передавая им свой запах, и разрешает попить». Снимок сделан 500-мм объективом, поддерживаемым моноподом, помещенным на спину слона. Заполняюшая вспышка помогла немного усилить яркость снимка.
Canon Е0S 1, объектив 500 мм, Kodachrome 200, проэкспонированная как ISO 500, монопод

Чарджер
Чарджер
Этот снимок был сделан в Национальном парке Бандхавгар в 1997 году. Ник считает, что это его лучшая фотография тигра. «Со спины слона я увидел этого тигра, которого мы прозвали Чарджером, а другой тигр, Баччи, перескочил через пролом к яме с водой, — поясняет он, — где мы с большим трудом установили камеру-ловушку. Щель, через которую прыгали тигры, была шириной всего несколько футов, но глубина ее была более 30 футов, и мы боялись, как бы никто в нее не упал.
После установки «ловушек» в течение трех месяцев мы снимали обезьян получили снимки летучих мышей и несколько хвоста Чарджера, отвернувшегося от объектива. Этот снимок- единственный, где видна его морда».
Вспышки SB26 были установлены так, чтобы создавалось освещение, наиболее похожее на естественное. «Мне нравилось ставить свет не меньше. чем непосредственно делать фотографии. признается Ник, все вспышки работали в ручном режиме, чтобы избежать путаницы в случае, если объект будет ярче или темнее средне-серого тона. Камера работала в режиме приоритета диафрагмы, так что выдержка устанавливалась в зависимости от ее величины».
Nicon N90, объектив 20 мм, Kodachrome 64, Trailmaster trigger