Фред Бэвиндем

Фред Бэвиндем всегда испытывал любовь к естествознанию и к фотографии, которая стала его основным хобби в последние годы учебы в колледже. Он три года изучал зоологию в университете в Нью-Хэмпшире, пока не поступил на службу в Морской корпус в 1966 году. Вернувшись к гражданской жизни в 1968 году, он завершил образование в 1970.
После колледжа он стал коммерческим фотографом, работая в университете. «Я снимал самые разнообразные объекты в маленькой студии, -вспоминает он, — и тогда, весной 1973 года, один парень, который жил этажом выше и немного занимался подводным плаванием, сказал, что он знает преподавателя этого вида спорта. Во время обучения в университете я очень интересовался морской биологией, но с морской жизнью, меня связывали только коллекции моллюсков, собранные между приливами и замаринованные в банках.
В Нью-Хэмпшире впервые я стал нырять, и почти сразу начал фотографировать под водой. Скоро это стало навязчивой идеей. К 1975 году я продал свой Nikonos III и купил Canon F1 с боксом для подводной съемки. Сделанный из пластика бокс был относительно недорогим и не очень сложным, но мои фотографии заметно улучшились, потому что я впервые мог точно кадрировать и хорошо наводить на резкость, что было невозможно при съемке прежней камерой. Это стало первой из двух важных вех, которые сделали меня успешным подводным фотографом.
Я снимал камерами в подводном боксе, потому что они позволяли мне работать очень точно. После Canon я стал снимать фотоаппаратом Nikon F4, а потом F5, работая с объективами от 200-мм Micro-Nikkor до 16-мм «рыбьего глаза». Особенно часто я применял зум-объективы Micro-Nikkor 70-180 мм и Nikon 24-85 мм. Сейчас я снимаю камерой F5 в алюминиевом боксе австрийской фирмы Sea Kam, который я сильно переделал, чтобы использовать все возможности системы F5 под водой».
В течение нескольких лет подводная съемка для Бэвиндема была только страстным увлечением, но он все больше и больше искал путь сделать карьеру фотографа, особенно когда понял, что его работы лучше, чем многие снимки, опубликованные в журналах.
В середине 80-х годов он решил продать всю свою студийную аппаратуру, а деньги и вложить в подводное оборудование и путешествия. Первым местом, куда он решил отправиться, была Британская Колумбия в Канаде.
«Вода там очень холодная, — рассказывает Бэвиндем, — и непредсказуемая. В один день видимость может быть два-три метра, а двумя днями позже-30 метров. Приливные течения часто достигают скорости больше 10 узлов. Возможно, из-за этого там мало кто бывал. Но морская жизнь оказалась захватывающей и дала мне больше, чем я ожидал. Начиная с 1986 года, я предпринял два длинных путешествия в Британскую Колумбию, в четырех днях пути от моего дома в Нью-Хэмпшире. В конце моего осеннего путешествия в 1987 году Майк Ричмонд, инструктор по подводному плаванию на острове Квадра, показал мне самку гигантского осьминога, охраняющую яйца в гнезде, и я сделал несколько хороших фотографий.
Я вернулся на остров Квадра следующей весной, чтобы сосредоточиться на создании целой фотоистории о гигантских осьминогах, несмотря на то что многие мне говорили, что увидеть их можно очень редко. Я провел четыре с половиной месяца в Британской Колумбии той весной и еще шесть недель осенью 1988 года. Бывало, что я неделями не видел осьминогов, но после огромного количества потраченного времени мне удалось сделать серию прекрасных фотографий, в результате чего и появилась фотосерия, ставшая бестселлером.
Серия, посвященная гигантским осьминогам, была впервые опубликована в немецком журнале Geo, затем во французском Geo, и вскоре в журнале National Geographic; на сегодняшний день серия продана в более чем дюжину разных стран.
Эта была вторая веха в моей карьере подводного фотографа, и моя работа стала приниматься всерьез в ведущих журналах разных стран».
С тех пор Бэвиндем нырял на Большом Барьерном рифе, в Южной Австралии, в Папуа у Новой Гвинеи, в Индонезии и других местах Юго-Восточной Азии и на юге Тихого океана; этот опыт еще больше усилил его репутацию как специалиста в области подводной съемки.
Несмотря на возросший авторитет, в душе Бэвиндем остался любителем. «Мне очень нравится быть в воде и чувствовать себя больше натуралистом с камерой, чем просто фотографом, — говорит он. — Поведение животных занимает меня больше всего, мне нравится рассказывать истории их жизни, быть в их среде обитания. Мне хочется узнать, как они выживают в океане ,полном «голодных ртов».
Я почти никогда не получаю заданий от ведущих журналов. Вы просто не можете заставить природу переступить черту, которую нельзя переходить — невозможно потакать редакторским капризам. Мне нравится работать с чем-либо очень долго, пока это меня не удовлетворит, и только потом показывать результаты. Фотоистории — это мои концепции и мое видение. С годами я понял, что если меня самого мои истории действительно устраивают, то наверняка они нужны кому-нибудь еще, и тогда я надеюсь, что их купят. И если серия будет действительно хорошей, то покупателем станет National Geographict или Geo».

Звездочет в черном песке
Звездочет в черном песке
«Эта фотография была сделана в Северном Сулавеси, в Индонезии. Я нырял вечером на глубину около 10 метров. Звездочет выдавал себя на песке только глазами и ртом, поджидая в своей засаде жертву. Мне понравилась эта рыба, похожая на домового - в ней чувствовался настоящий «характер».
Nikon F5 в подводном боксе, объектив Micro-Nikkor 70-180 мм f4.5-5.6, 1/250 сек. при f/32, Kodak Ektachrome 100VS, две вспышки Hartenberger по 625дж

Фотография на границе двух сред
Фотография на границе двух сред
«Эта фотография была сделана в Индонезии в Национальном морском парке на острове Бунакен. Мелкие коралловые рифы этого острова были самыми красивыми из тех, которые мне только приходилось видеть. Чтобы показать одновременно рифы и вулканы, находящиеся на многочисленных островах, я сочетал надводную и подводную техники съемки: мне удалось включить в кадр вулкан Манадо Туа вдали и в тоже время часть подводных рифов на переднем плане».
Nikon F5 в подводном боксе на штативе, объектив Sigma 14 мм f/3.5 8, dome port, 1/60сек. при f/16, Kodak Ektachrome 100SW, две вспышки Hartenberger по 500дж для освещения подводной части снимка, усиления качества цвета и баланса яркостей подводной и надводной частями снимка

Осьминог, падающий вниз
Осьминог, падающий вниз 
«Когда осьминоги охотятся, они быстро передвигаются по дну, а затем подпрыгивают, чтобы опуститься на свою жертву сверху. Пытаясь сделать иллюстрацию, которую можно бы было назвать «Последнее, что видел краб», я попросил Майка Ричмонда поднять в воде большого осьминога на насколько футов вверх и уронить его сверху прямо на меня во время съемки».
Canon F1N в боксе, объектив «рыбий глаз» Canon 15 мм f/2.8, Kodachrome 64, две вспышки Ikelite 150 (установленные на максимальную мощность, чтобы получить больше деталей на щупальцах и присосках осьминога)

Гигантский осьминог, поедающий акулу
Гигантский осьминог, поедающий акулу
«Этот снимок был сделан на острове Квадра в Британской Колумбии (Канада), когда я работал над своей серией фотографий осьминогов. Местный инструктор по подводному плаванию только что вернулся с погружения с пристани Аргонавт и увидел рыбака, который поймал акулу и выбросил ее назад в воду. Осьминог выбрался из своего логова под пристанью, схватил акулу и поспешил с ней удалиться. Услышав об этом, я прыгнул в свой «Зодиак» и помчался на пристань. Вскоре я нашел логово осьминога и увидел торчавший оттуда хвост акулы. Я дернул за него, протащил его примерно футов 15 и положил на дно так, чтобы его было хорошо видно. Затем поплыл наверх, притаился между сваями пристани и стал ждать. Спустя десять или пятнадцать минут осьминог осторожно выполз из убежища, довольный тем, что берег был чист, но, заметив меня, стремительно схватил акулу. Он сделался светло-красным и несколько раз поменял позу, казалось, выбирая между желанием пообедать и стремлением обеспечить свою безопасность. Я снимал с двумя вспышками, широко расставленными по краям моего подводного бокса, что дало более ровное освещение, чем схема с одной вспышкой при съемке широкоугольным объективом. Это изображение стало наиболее часто продаваемой моей фотографией».
Сапоп F1 в подводном боксе, объектив 20 мм, 1/60 сек. при f5.6, Kodachrome 64, две вспышки Ikelite 150

Плывущий гигантский осьминог
Плывущий гигантский осьминог
«Этот снимок показывает ту гидродинамическую форму, которую гигантский осьминог принимает, когда движется под водой. Несмотря на то что осьминоги обитают на дне, они очень хорошо плавают.
Я включил в кадр подводника, это был Майк Ричмонд, для сравнения размеров осьминога и человека. Осьминоги очень осторожны и пугливы, но если они понимают, что вы не являетесь угощением для них, они остаются совершенно спокойными.
Чтобы разобраться в сложных условиях освещения, я применил возможности точечного замера камеры Canon F1N, которую я иногда использовал (также, как и Nikon F4, а сейчас F5) для замера яркости воды в направлении ее поверхности. Заполняющий свет вспышек позволил выявить некоторые детали на теле осьминога. Эта одна из моих любимых фотографий из серии об осьминогах».
Canon F1N в подводном боксе, объектив Canon 14 мм f2.8, 1/60сек. при f/8 или f/11, Kodachrome 64, две вспышки Ikelite 150

Осьминог охраняет свою кладку
Осьминог охраняет свою кладку
Фотография самки осьминога, охраняющей свое будущее потомство, была сделана во время второго путешествия Фреда Бэвиндема в Британскую Колумбию в 1987 году, и снимок убедил его создать серию, посвященную этим очаровательным созданиям.
Canon F1N в подводном боксе, объектив «рыбий глаз» Canon 15 мм f/2.8, Kodachrome 54, две вспышки Ikelite 150