Франсиско Маркеш

Подобно многим фотографам живой природы, Франсиско Маркеш стал интересоваться фотосъемкой животных в годы своего юношества, вдохновленный документальными фильмами, показанными на испанском телевидении д-ром Феликсом Родригесом де ла Фуенте.
«В то время моим хобби было отправиться загород с друзьями на выходные, чтобы наблюдать за птицами, — вспоминает Маркеш. — Мой интерес к фотографии был логическим продолжением моего хобби: я хотел унести домой все, что я видел. Когда закончились занятия в школе, я был готов поступить в университет для изучения биологии — именно этим я всегда хотел заниматься.
Однако я начал испытывать сомнения, так как мне всегда нравилась фотография. В то время — в мои восемнадцать лет - в Испании фотография не была серьезной профессией для молодого человека, но при поддержке моих родителей я решил двигаться вперед к своей мечте.
Мое оборудование было хорошим для начинающего фотографа: родители мне подарили камеру Pentax К-1000 с 50-мм объективом SМС и зум-объективом Vivitar 100-300 мм. Позднее на деньги, которые я получил в награду за фотографии, я смог сменить аппаратуру на Nikon, купив мой первый Nikon FE и телеобъектив Nikkor 300 мм f/4.5».
Маркеш работает в основном в Испании, хотя он также посетил много стран в Европе, чтобы закончить фотосерии, начатые у себя дома. Свою страсть снимать диких животных он считает и вызовом для себя, и веселым развлечением. «Чтобы сделать снимки, я иногда проводил по 14 часов, прячась в укрытии, и был очень терпелив. Мне кажется, это исключительное удовольствие- иметь возможность наблюдать с близкого расстояния, оставаясь не замеченным, сцену, когда золотой орел пожирает свою пищу высоко в горах. Это чистая природа. Пейзажи и растения также имеют для меня большое значение, но как дополнение к истории, которую я рассказываю в своих фотографиях о жизни редких животных.
Я много работал, чтобы достичь высокого качества снимков, поскольку я верю, что окончательная ценность вашей работы будет определяться самой худшей из выбранных вами фотографий, поэтому необходимо, чтобы все работы были отличными. Меня не устраивают обычные снимки, на которых просто показаны животные, и неважно, какими бы они красивыми ни были. Фотографии должны отражать то, что по-настоящему важно в жизни этих живых существ — их способность наблюдать и их типичное поведение».
Маркеш продолжает работать с оборудованием Nikon: две камеры Nikon F4 и F5 с объективами 28 мм, 50 мм, Micro-Nikkor 105 мм, 300 мм, 500 мм, 17-35мм, 35-70мм и 80-200 мм, плюс 1,4х и 2х экстендеры. Он использует вспышки Nikon SВ-26 и SB-28, а из пленки предпочитает Fujifilm Velvia, Kodak Ektachrom 100VS и Fujifilm Provia 400F.
«Я считаю, что мне предстоит еще многое изучить, — говорит Маркеш. — Я преследую одну главную цель: мои снимки должны завладеть вниманием аудитории, убедить ее и передать ей глубокие эмоции не только потому, что это прекрасное изображение животных, пейзажей или цветов. Я постепенно теряю интерес к чисто документальной фиксации природы: я хочу чтобы мой индивидуальный стиль отразился на моих фотографиях; иногда это очень трудно сделать и может быть доведено до конца лишь немногими мастерами».

Красный олень
Красный олень
Эта группа самок красного оленя и их потомства была сфотографирована Маркешем на северо-западе Шотландии.
Nikon F3, объектив Nikkor 300 мм f/4.5-ED, Kodachrome 64

Белый аист
Белый аист
В маленьком городке Альфаро в Испании существует самая большая в мире колония аистов; более чем сто гнезд расположены на крыше церкви в Сан-Мигеле, строения размером с кафедральный собор.
Nikon F5, объектив Nikkor AF-1 500 мм f/4D IF-ED, Fujichrome Velvia

Бородатый гриф
Бородатый гриф
Во время съемок в испанских Пиренеях Маркеш сфотографировал этого взрослого бородатого грифа, которого было легко узнать по характерным блестящим черным и оранжевым перьям.
Nikon F5, Nikkor AF-1 500 мм f/4D IF-ED, Kodak Ektachrome Panther 100

Скопа
Скопа
«Эта фотография скопы была сделана во время ответственного проекта, который я предпринял между 1997 и 1999 годами, собирая снимки для книги о парках Канарских островов. Место, полное впечатляющих вулканических пейзажей и уцелевших девственных лесов, всегда покрытых плотным туманом; бесконечное разнообразие, образуемое сотнями представителей эндемической флоры и фауны, сравнимые только с теми, что мы нашли на Галапагосских островах и на Гавайях.
Скопа — самая символическая птица в мировой фауне, и этого для меня было достаточно, чтобы включить ее в книгу. На Канарских островах очень немного гнездующихся пар, и всегда было нелегкой задачей найти гнездо на крутых берегах всех семи островов архипелага. И все-таки я пошел с другом-кинооператором и двумя ассистентами на маленький необитаемый остров, куда мы принесли достаточно пищи, воды и тенты для наблюдений. Это была авантюра, так как мы не были полностью уверены, есть ли там скопы, которых мы хотели увидеть, и будут ли они выводить птенцов в своих старых гнездах.
Перед рассветом, как только мы устроились на маленьком острове, четверо из нас начали восхождение на вершину скалы, где, как мы надеялись, были гнезда. Почти через два часа мы достигли вершины и увидели, что нам повезло: в гнезде сидел 45-дневный птенец. Однако мы столкнулись с трудностями. Гнездо было расположено на краю скалы на очень крутом обрыве, не защищенном растительностью, в которой мы могли бы спрятать укрытия. Это было заброшенное место. Вдобавок дул сильный ветер, что было серьезной помехой для нашей работы. Мы решили остаться на два часа, а потом уйти, чтобы не тревожить орлов и птенца. Мы поставили два маленьких укрытия в 40 метрах от гнезда; оператор и я остались внутри, в то время как ассистенты ушли, чтобы обмануть птиц. В течение 120 минут мы находились в напряжении. К счастью, скопы были спокойны, и спустя полчаса взрослая птица принесла ветку и уселась на гнездо. Ее «приземление» заняло немного больше времени, что позволило нам сделать несколько снимков.
Поскольку времени было мало, а в укрытии — тесно, я решил снимать зум-объективом 80-200 мм, дававшим большее поле обзора, чем я мог получить при помощи 500-мм объектива, который лежал в сумке. Такой тип снимков предоставляет зрителю значительно больше информации о птице и ее поведении, чем крупный план, и вызывает больше размышлений о природе в целом, подлежащей нашей охране.
После двух часов съемки мы упаковали наше оборудование, и ушли удовлетворенными и осуществившими изначально задуманный план».
Nikon F5, объектив Nikkor AF-S 80 200 мм f/2.8 IF-ED, Fujichrome Provia 100, штатив Gitzo G 340 (с головками G 470 и G 321) электромагнитный спуск для запуска мотора камеры.