Доктор Марк Моффет

Как говорят родители Марка Моффета, он с ранних лет был натуралистом, считающим муравьев в саду личностями. «Это чувство я потом потерял, — жалуется он, — хотя я все еще люблю муравьев». Он считает себя навсегда очарованным тем, что когда-то было чисто детской игрой, и это не только продолжает определять его жизнь, но составляет сущность его работы, которая успешна как в научном, так и в общественном смыслах.
Любовь Моффета к изучению природы продолжала развиваться, и он сосредоточился на тех областях, которые приносили ему постоянное вдохновение. «Я люблю тропические леса, — говорит он, — возможно, из-за моего первого столкновения с литературным описанием их в книгах натуралистов XIX века. В детстве я мысленно скитался вместе с этими исследователями. Я вырос в семье, которая никогда не путешествовала дальше США, но ухитрился, будучи подростком, подружиться с несколькими экологами и присоединиться к их экспедиции по Латинской Америке почти на год. После я опубликовал свои первые научные статьи и получил степень бакалавра в колледже Белойт штата Висконсин, членство в Фи Бета Каппа (привилегированное общество студентов и выпускников колледжей в Америке. — Примеч. ред ) и хорошую репутацию». Имея поддержку Национального научного товарищеского фонда, он пошел дальше, чтобы получить степень доктора в Гарварде, работая под руководством Эдварда О. Вильсона — человека, который недавно был назван одним из 100 наиболее влиятельных людей в истории науки.
Моффет обратился к камере как средству документирования миниатюрного мира насекомых, который так его завораживал. Первые снимки, опубликованные им, были сделаны в 14 разных странах во время 33-месячного путешествия с целью получения докторской степени, и появились вместе со статьей в National Geographic в 1986 году. С этого времени Моффет остается одним из фотографов и писателей, составляющих творческое ядро журнала. Взгляд на мир самых мелких созданий очаровывает, и подход Моффета состоит в том, что обращаться с этими объектами нужно так же, как и с крупными животными. «Если вы фотографируете носорога или слона, — объясняет он, — то можете уменьшить их видимые размеры на пленке. С насекомыми вы получите противоположный эффект, и я всегда думаю, что это величайшее достижение, когда люди забывают, какие мелкие мои объекты на самом деле».
Сам Моффет склонен с юмором описывать случай, произошедший с фотографом подводного мира Дэвидом Дубиле: «Я был очень взволнован, — говорит он, — рассказывая Дэвиду, на какое фантастическое расстояние может прыгнуть прыгающий паук. Это произвело на него впечатление, и он спросил, о какой дистанции идет речь. Когда я сказал, что три дюйма, он рассмеялся: для меня же прыжок паука был настоящим достижением, и тогда я понял, что думаю о вещах в мини-масштабе».
Моффет отмечен в специальных передачах по телевидению и признан лучшим из фотографов природы в ведущих журнальных изданиях Европы и Америки, и многие его фотографии участвуют в выставках World Press Photo в 40 странах.
Моффет получает большое удовольствие от преподавательской деятельности, читая лекции по всей Америке и иногда в классах Бёркли. Он также занимается исследованиями в Калифорнийском университете в Бёркли по зоологии позвоночных и в Смитсоновском институте по энтомологии. Его научные интересы разнообразны. С одной стороны, он исследует сложное поведение насекомых, в частности, привычки мельчайших муравьев (малайский вид муравьев, называемых atomicus, с головами размером с амебу), с другой стороны — изучает структурную экологию крон деревьев на американском тихоокеанском северо-западе. Эта разносторонность, в сочетании с по-настоящему внимательным отношением к своим объектам, позволяет Моффету находиться на вершине не только в своей области знаний.
«В то время как другие биологи усиленно стремятся к высокотехничной лабораторной работе, — говорит он, — я счастлив, что изобрел для себя жизнь, похожую на удачный анахронизм - жизнь странствующего биолога, о которой я мечтал с детства».

Длиннорогий жук
Длиннорогий жук
Этого жука Моффет снял во Французской Гвинее, используя установку с тремя источниками света. Снимок получился таким выразительным, что попал на обложку National Geographic. «Это было простое изображение, — говорит он — потому что жук был большим, примерно четыре дюйма длиной. Я старался найти лучший угол съемки и подошел слишком близко - жук повернулся и прокусил мне руку. Красноватый цвет жука - это блеск моей крови, брызнувшей на него».
Canon Т-90, макрообъектив 55 мм

Сражающиеся пауки
Сражающиеся пауки
«Снимки, которые мне действительно хотелось получить, прежде никто не делал», — говорит Моффет. Большинство его работ выполнены в полевых условиях, потому что невозможно добиться естественного поведения насекомых в помещении. Желая достичь максимального качества снимков, Марк с совершенством применяет миниатюрную световую систему, к тому же полностью портативную.
Эта фотография сражающихся пауков сделана в Квинсленде, Австралия, и показывает, насколько это освещение эффективно. «Я построил перед камерой маленькую студию, — рассказывает Моффет, — и поместил студийный свет на расстоянии от 2 до 10 см от объектива». Два прибора располагались под углом в 45° по сторонам объектива, а третий прибор Марк держал в руке, манипулируя им для более точной регулировки. «Много источников света всегда лучше, чем одна простая или кольцевая вспышка, — поясняет он. — Выражаясь «студийным» языком, я использую один свет как главный, а другой как заполняющий, и еще один прибор, который я держу в руке, работает на создание световых эффектов, потому что если вы снимаете на черном фоне, как здесь, вам необходимо отделить объект от фона. Черный фон присущ затемненным условиям джунглей, но вы всегда можете подсветить его при помощи дополнительной вспышки».
Моффету необходимо было использовать все свое мастерство и знание природы, чтобы работать там, где живут интересующие его объекты, и находить лучшее время для их съемки.
«Этим местом может быть упавшее дерево, которое самцы пауков ревниво охраняют, потому что это идеальное место для спаривания. Они бросаются на противника, как гладиаторы на арене, — говорит Моффет, - сталкиваясь челюстями, будто это мечи. На этом снимке паук справа пятится назад, собираясь убежать, в то время как победитель встал на дыбы, как Рокки на ринге. Глядя на подобные снимки, вы забываете, какие маленькие размеры у изображенных объектов — эти ребята порядка четверти дюйма в длину».
Olympus OM2, макрообъектив Olympus 38 мм.