Один из выдающихся фотографов мира живой природы, Франс
Лантинг получил этот статус за свое глубокое понимание и оценку объектов
съемки, соединенные с тщательным и проницательным подходом. Директор по
фотографии журнала National Geographic Томас Р. Кеннеди считает, что такого
эстетического видения и знания объектов, как у Лантинга, нет ни у одного из
фотографов, когда-либо сотрудничавших с журналом: «Он способен понять и
предвидеть поведение животных с тем рвением, которое проявляют фотожурналисты,
снимая людей. Животные не ощущают его присутствия и подпускают его к себе очень
близко».
Франс Лантинг родился в 1951 году в Роттердаме, и сделал
свои первые серьезные фотографии в возрасте 21 года, во время экскурсии по
национальным паркам США.
Результаты разочаровали его, и, думая, что недостатки
заключаются в камере, которую он заимствовал у матери, он купил себе более
качественный фотоаппарат и начал учиться основам фотографии. Он погрузился в
статьи по методике фотосьемки, изучал работы известных фотографов, оттачивал
свое мастерство в городском парке Роттердама и в сельской местности в
Голландии. В 1977 году в Эразмском университете он получил степень магистра
экономики окружающей среды и возглавил список учащихся, отправлявшихся в США по
программе Планирование окружающей среды. Однако интерес к фотографии был
слишком силен, и два года спустя он оставил курс, чтобы полностью заняться
фотографией, разрушив надежды семьи на продолжение дела своего отца.
Лантинг известен своим выражением «плохой день в поле,
лучше, чем хороший день в офисе», и он всем сердцем увлекся своей новой
карьерой, продолжая работать на калифорнийском берегу, где он черпал
бесконечное вдохновение в богатстве живой природы. Живя в своем новом доме,
Лантинг был очарован смешением урбанистических и диких мест, и так описывал
существ, которых он находил: «Это фантастика, как будто бизон пробежал через
трущобы Чикаго».
Одним из его первых проектов была съемка птиц-перевозчиков,
которые добывали себе пищу вдоль берега моря. Готовясь к съемке, он узнал о них
все, что мог, и полученные им сведения об этих птицах остались с ним до сих
пор. В случае с птицами-перевозчиками, он неделями наблюдал за ними во время их
перелетов. Со временем он познакомился не только с их поведением, но и с их
индивидуальными чертами характера. Он мог приближаться к ним все ближе и ближе,
до тех пор, пока они не стали принимать его за часть своего окружения. Когда
это было достигнуто, то снимки, которые делал Лантинг, вышли на другой уровень.
Он создал свой фотографический стиль, в котором работает по сей день.
В одном из последних калифорнийских проектов, например,
Лантинга можно было увидеть около морских слонов: когда эти самцы вырастают, их
вес достигает трех тонн; и он действительно рисковал своей жизнью, подходя так
близко к ним. Глубокие знания, которые он на протяжении длительного времени
получал об этих животных, позволили ему подходить близко к этим существам, и, в
конечном счете, оставаться в безопасности. Подобным же образом, когда в течение
месяца Лантинг изучал львов в Африке, живя рядом с ними и, по его выражению,
«работая в качестве запасного льва», наградой за его настойчивость и терпение
было проникновение в их жизнь, переведенное на язык фотографий. Лантинг
находился всего в нескольких метрах от хищников — ночью, когда они убивали
жирафа, пожирая его целиком, — и фотограф потратил несколько часов на эту
съемку.
В проекте, выполнявшемся Лантингом в 1985 году по заказу
журнала National Geographic во время экологического кризиса на Мадагаскаре, им
использовался метод неторопливого приближения к объекту съемки. Он провел год,
изучая жизнь природы, беседовал с фермерами, охотниками, чиновниками.
Результаты появились в 1987 году в февральском номере туда
журнала и вызвали огромный интерес: в страну приехали иностранные ученые и
специалисты по охране окружающей среды для воплощения совместного проекта
направленного на предотвращение ухудшения экологии, укрепление экономики страны
и борьбу с социальными болезнями.
Подобным образом реклама, которая последовала за публикацией
в National Geographic в декабре 1990 года фотографий Лантинга, снятых в дельте
Окаванго в Ботсване, привела к изменению государственной политики правительства
Ботсваны, решившего законсервировать часть дельты. Иными словами, Лантинг своим
стремлением рассказать историю полностью расширил воображение людей, которые
никогда бы не проявили интереса к статьям о сохранении природы.
Лантинг удостоен многих наград, включая почетное упоминание
конкурсе World Press Photo Competitions в 1988 и 1999 годах и титул Фотографа
живой природы года. Он также был посвящен в рыцари нидерландского Ордена
Золотого Ковчега Его Королевского Высочества принца Бернарда в Нидерландах на
церемонии в Сент-Палас в 2001 году, став первым фотографом, которому была
присуждена эта награда.
Лантинг всегда остается преданным фотографии и миру живой
природы. Его этической нормой является качество, а не количество; терпение
всегда было ключом его подхода и причиной, по которой его проницательное
понимание естественного мира приносит столько открытий и вдохновения.
Антилопы-гну
«Эга вереница антилоп-гну была снята утром в Масаи-Мара в
Кении. Я снимал 600-мм объективом, который поддерживался опорой, установленной
на окне моего «Ленд Ровера». Небо было потрясающим; утро и вечер классическое
время для съемки в этой местности,
Объектив 600 мм
Геккон
«Эта ящерица была сфотографирована на Мадагаскаре. Простота,
которой обладает объект, снятый в виде силуэта, устраняет интерес к самому
животному, и вы концентрируетесь на его очертаниях. Люди знают, что гекконы
живут на деревьях, но на снимке фон выглядит абстрактным».
Макрообъектив 100 мм
Ягуар
«Ягуар был сфотографирован в зоопарке в Центральной Америке,
что является примером того, как зоопарки оправдывают свое существование. Это
учреждение предпринимает активные меры по сохранению животных; в таких местах
сами животные становятся посланцами своих экологических систем. Они содержатся
на больших участках, и я фотографировал там больше двух дней. Такого рода
снимки могут быть сделаны только в неволе; ягуаров так трудно снимать, что вы
потратите год своей жизни, надеясь сделать подобную фотографию в условиях дикой
природы»
Объектив 300 мм f/2.8
«Я сделал эту фотографию сирот орангутанов для своей книги
Джунгли (Jungles),
опубликованной в 2001 году, — рассказывает Лантинг, — для раздела, посвященного
теме формы и эволюции.
На самом деле это изображение можно назвать портретом: я
фотографировал животных таким же образом, как и людей. Съемка этих двух обезьян
ничем не отличалась от съемки человеческой семьи: я искал способ отражения
взаимоотношений, которые существуют как между людьми, так и между животными.
Этот снимок был сделан в реабилитационном центре для орангутанов, так что они
были ручными, и у меня была возможность работать с ними, не опасаясь их
напугать. Я использовал широкоугольной объектив и снимал при естественном
освещении.
Время, потраченное на изучение объектов, не зависит оттого,
работаете ли вы с животными в неволе или в естественных условиях: в обоих
случаях требуется огромное терпение. Неожиданная встреча с дикими животными
хороша тем, что помогает вам понять, каким образом это создание становится частью
своего окружения, а в случае животного в неволе у вас есть шанс выявить
особенности характера и снять объект крупным планом, что невозможно в других
обстоятельствах. Все это — часть процесса создания изображения животных на
пленке, и оба способа работы важны для получения полной картины».
Объектив 28 мм
«Этот снимок был сделан в Антарктике, — рассказывает
Лантинг, — было так холодно, что это послужило поводом для создания фотографии.
Пытаясь быть незаметным (чтобы не влиять на поведение пингвинов), я
распластался на льду и старался не делать резких движений во время своих
маневров на краю колонии.
Несмотря на то, что с пингвинами легко работать, существует
большая разница в выразительности между снимками, которые сделаны с 30 футов и
с 10 футов. Я люблю находиться вблизи моих объектов, если это возможно, но,
пролежав на льду такой продолжительный период времени, я здорово промерз!».
Сама идея Лантинга приближаться к своим объектам на короткое
расстояние может оказаться выгодной: этот снимок был сделан с помощью
зум-объектива не длиннее, чем 80-200 мм. Плотное построение композиции усилило
выразительность снимка.
Зум-объектив 80-200 мм
«Эта еще одна фотография из книги Джунгли (Junqles), —
поясняет Лантинг. — Она была сделана специально для раздела Цвет и камуфляж. Я
попытался показать прекрасные примеры, относящиеся к этому разделу, и
невероятно яркий цвет помогает вам представить, что так же выглядит и любой
другой тукан, находящийся по соседству.
Этот снимок был сделан в Бразилии; особенностью съемки
обитающих там птиц является невозможность снять их крупным планом на воле. Я
хотел приблизиться к объекту, чтобы полностью исключить его окружение: люди
знают, как выглядит тукан, и нет необходимости снимать его целиком.
Путем увеличения раздела книги я смог включить этот снимок в
серию о текстурах; перья, жесткая кожа вокруг глаза и гладкий клюв хорошо
сочетаются. Я использовал 100-мм макрообъектив, позволивший мне заполнить кадр,
и выявил цвета при помощи одной вспышки в режиме заполняющего света, на которую
я надел софтбокс, чтобы уменьшить ее интенсивность».
Макрообъектив 100мм