Норберт Ву

Прославленный морской фотограф, кинематографист и писатель Норберт Ву был покусан акулами, ходил по айсбергу, был почти до смерти изжален морскими осами, попадал в ловушку в подводной пещере. Он снимал во всех регионах от холодных вод Арктики и Антарктики до коралловых рифов и джунглей тропиков. Он также работал шефом рекламной фотографии на корабле «Калипсо» у Жака Кусто; ныряльщиком в Смитсоновском Институте тропических исследований, снимал фильмы для многочисленных телепередач.
«В возрасте 6 лет я решил стать подводным биологом, — рассказывает Ву. — Я вырос в Атланте и подростком проводил лето, ныряя с маской во Флориде; я был очарован подводной жизнью. Когда пришло время учиться в колледже, я выбрал Калифорнию, потому что там были берег, солнце и теплая вода. Введенный в заблуждение советами друзей, родителей и профессоров, я решил получить степень инженера-электрика, изменив интересу всей моей жизни — морской биологии». После покупки гидрокостюма и основного оборудования для ныряния Ву продолжал нырять и исследовать всевозможные подводные места, в том числе пронизывающие холодом воды залива Монтрё.
Ву получил степень магистра и стал работать инженером по компьютерам в Силиконовой Долине. «Работа хорошо оплачивалась, мой босс имел легкий характер, но занятия были рутинными и неувлекательными, — вспоминает он. — Конечно, я скучал, и мои мысли устремлялись к тропическим берегам и коралловым рифам». Ву удалось получить очень низкооплачиваемую работу подводника-исследователя в Смитсоновском институте тропических исследований на одном из островов Сан-Блас в Панаме.
«Остров, на котором я находился, составлял всего около 100 квадратных футов песка, и исследователи жили в хижине из фанеры прямо на берегу. Вода в основном была теплая, и я все свое время использовал для ныряния. Перед этим путешествием я не испытывал ни малейшего интереса к фотографии. Но перед поездкой на юг тем не менее я купил несколько книг по предмету, подводную вспышку и камеру системы Nikonos».
В течение четырех месяцев, проведенных на Сан Блас, Ву снял всего около 10 роликов пленки, но снимки из этого путешествия публиковались снова и снова. «Поскольку я нырял к рифам каждый день, я знал их обитателей очень хорошо, — объясняет он. — Во время моей экспедиции я мог возвращаться к объектам неограниченное число раз». Приобретя опыт в Сан Блас, Ву поступил на курсы морской биологии и провел два года в качестве аспиранта в Институте океанографии Скриппса. Фотография все сильнее увлекала его, и он убедил своего друга Спенсера Йо провести с ним два месяца, ныряя в холодные, но богатые интересными объектами воды залива Монтрё. В конечном счете, фотография стала его образом жизни, помогла ему начать карьеру в любимом деле и увидеть мир. Его философия и техника фотографии развивались и оттачивались на опыте. «Три вещи происходят, когда свет попадает под воду, — рассказывает Ву. — Лучи света изгибаются или преломляются, цвета поглощаются и свет рассеивается частицами, взвешенными в воде. Это приводит к основному правилу подводной фотографии — надо подходить близко, и даже очень близко к объектам съемки. Это правило делает выбор оборудования очень простым. Почти все фотографы снимают широкоугольными или макрообъективами, и почти все объекты освещаются подводными вспышками в режиме как заполняющего, так и основного света. Вода поглощает теплые цвета очень быстро, так что фотографии цветных объектов редко можно сделать с расстояния более шести футов. Поскольку рассеивание значительно разрушает изображение, используются широкоугольным объективы, а вспышка позволяет лучше выявить цвет. Выбор оборудования также прост. Большинство профессиональных подводных фотографов используют 35-мм камеры-амфибии Nikonos, а также 35-мм зеркальные камеры в пластиковых или алюминиевых боксах. Я выбираю камеру в зависимости от того, какой объект я собираюсь снимать во время погружения. Для портретов рыб и макросъемки я использую систему Nikon с 60-мм или 100-мм макрообъективом. Система Nikonos с широкоугольными подводными объективами идеальна для съемки крупных животных, подводных панорам и быстрого движения, а также для таких объектов, как акулы, подводники и морские млекопитающие. Для подводных сцен, требующих тщательного кадрирования, я использую бокс с широкоугольным и объективами от 16-мм «рыбьего глаза» до 24 мм. Контроль вспышек в системе TTL работает хорошо, особенно при макросьемке, автофокусные камеры работают так же, как и на суше.
Перед погружением камера, объективы и пленка должны быть проверены и герметично упакованы. Для одного сеанса я иногда беру с собой фотоаппарат Nikonos с широкоугольным объективом и камеру в боксе с макрообъективом. Я ограничен одним роликом пленки в каждой камере, и если объект не может быть снят ни одной из систем, я несчастен. Ныряя в область сильного течения, я беру только одну камеру. Поскольку свет под водой сильно рассеян и имеет голубой цвет, резкость, контраст и цветовой баланс слайдовой пленки Kodachrome хорошо подходят, и я всегда использую именно эту пленку для подводной работы. Я всегда снимаю со вспышками, поэтому ограничен скоростью их синхронизации с камерами. Большинство моих снимков сделаны со скоростью синхронизации 1/60 и 1/90 сек. Эти относительно низкие скорости достаточны в большинстве ситуаций, потому что морские животные движутся под водой не очень быстро, а низкая освещенность требует длительных выдержек для того, чтобы получить изображение на пленке. В темных водах Калифорнийского берега я часто использую пленку Fujichrome 100. Подводный фотограф должен также заботиться о персональной безопасности, следить за течениями, дном и количеством оставшегося воздуха.
Подводный компьютер необходим мне для того, чтобы я мог заниматься только фотографией: он показывает мне оставшееся время и освобождает от забот, связанных с декомпрессией и снабжением воздухом. Я могу работать дольше на глубине 60 футов, хотя нырял с камерой и на глубину в 240 футов. На глубине в 60 футов я могу оставаться под водой около часа».
Ву является соавтором статей в вышедшем в 1996 году Ежегоднике о науке и будущем (Yearbook of Science and the Future), награжден грантом Национального научного фонда (NSF) художников и писателей за снимки живой природы и исследования в Антарктике в 1997, 1999 и 2000 годах. Его недавние проекты включают телевизионный фильм, снятый об Антарктическом подводном мире, сделанные для PBS (Государственная служба радиовещания). В 2000 году он был награжден медалью Антарктической службы США за вклад в исследования и науку в рамках Американской Антарктической программы.

Молотоголовые акулы, Коста-Рика
Молотоголовые акулы, Коста-Рика
«Неподалеку от островов и подводных вершин я часто встречаю стаи молотоголовых акул», — рассказывает Норберт Ву. — Плавать среди стаи сотен акул интересно, и, к счастью, не опасно. Акулы становятся робкими, когда собираются в большие группы, подобные этой, и спасаются бегством при звуке пузырьков газа, сопровождающих подводника. Снимок сделан рядом с Кокосовым островом в Тихом океане»
Nikonos V, объектив UW-Nikkor 15 мм, 1/60 сек. при f/8, Kodak Elite Ektachrome

Императорские пингвины под водой
Императорские пингвины под водой
«Я работал на станции МакМурдо в Антарктике в 1997 году и потом в 1998-2000 годах — по программе Национального научного фонда художников и писателей Антарктики, — рассказывает Норберт Ву. — Мы начали в октябре 1997 года, ранним антарктическим летом, когда солнце не показывается в течение шести месяцев, а в воде отсутствует фитопланктон, и она удивительно прозрачна. Видимость была ограничена не частицами в морской воде, как при обычном нырянии, а слабым светом, пробивавшимся через морской лед. За три месяца мы провели 68 погружений с аквалангом, обычно оставаясь под водой в течение часа, а иногда и дольше, пока наши руки могли выносить холод. Мы также совершили разные научные командировки, в которых я отснял 500 роликов пленки.
Погружение с морского льда на станции МакМурдо показалось мне восхитительным. Это было так же просто, как загрузка нашего вездехода, на котором мы подъезжали к теплой хижине над дырой во льду и прыгали в воду. Однако не все погружения были так комфортны: мы проводили целые дни в холоде на кромке льда, слюна в моей маске моментально превращалась в лед (вы плюете на стекло маски перед погружением, чтобы предотвратить ее запотевание во время ныряния), но я должен одевать снаряжение, не видя его, и очищать маску в воде. Если я выставлял голову над водой более чем на несколько секунд, вода опять замерзала, пока я не опускал голову обратно в воду».
Снимок императорских пингвинов был сделан во время этой экспедиции: такое зрелище изумило Ву. «Императорские пингвины — чемпионы среди ныряющих птиц, — объясняет он. — Они способны задерживать дыхание на 22 минуты и нырять на глубину в 1760 футов, когда ищут рыбу и кальмаров. На снимке видны следы инверсии — это поток воздушных пузырьков. Твердое оперение императорских пингвинов изолировано от кожи воздушной прослойкой, и когда они ныряют, из нее понемногу выходят пузырьки».
Nikonos V, объектив UW-Nikkor 15 мм, 1/30сек. при f/8, Fujifilm Velvia